Психологическая помощь при аутизме (замкнутости, уходе в себя)

Понятие «аутизм» (от греч. auto - сам) означает погружение, уход в себя. Аутизм проявляется с детства и ещё недавно считалось, что аутичный ребёнок никогда не сможет нормально жить и развиваться. Сегодня проблемы аутизма привлекают должное внимание практической психологии. Такой интерес вызван с одной стороны достижениями в области его изучения, а с другой - неотложностью и сложностью практических проблем психотерапии и психологической коррекции данного явления. Остро стоит и вопрос о ранней диагностике, поскольку один из десяти детей, получающих диагноз умственной отсталости, на самом деле страдает аутизмом.

Аутизм - психическое расстройство, возникающее вследствие нарушения развития мозга. Это загадочное и малоизученное явление характеризуется отклонениями в социальном взаимодействии и общении, а также ограниченным, повторяющимся поведением. Несмотря на то, что аутизм имеет широкий спектр проявлений, основные симптомы являются общими. Это желание уйти от контакта, экстремальное одиночество, стремление к навязчивым стереотипным и ритуальным формам поведения. Отмечается также необычное речевое развитие, а в некоторых случаях возможно полное отсутствие речи, вычурность движений, неадекватная реакция на сенсорные, воздействующие на органы чувств, раздражители. Однако, наиболее ярко проявляются собственно аутизм – замкнутость и уход в себя, погружение в мир собственных переживаний, не доступный для других. Даже очень близкие люди не подозревают насколько фантастичным и в тоже время реальным может быть этот мир.

Изначально аутизм рассматривался как проявление шизофрении и научные исследования были ориентированы на психопатологию. Особое внимание уделялось характеристикам аутичных людей, их странному, хаотичному поведению. Постепенно возобладала точка зрения, что аутичные люди, конечно, имеют набор специфических расстройств, но многое из их поведения может рассматриваться в рамках нормального развития. И медики, и психологи во всём мире начинают приходить к выводу, что аутисты тоже могут научиться радоваться жизни и стать полноценными членами общества. Более того они способны дать социуму возможность уйти от ортодоксальных стандартов и креативно развиваться. Подтверждением этого является то, что психологи считают аутистами таких известных личностей как Александр Пушкин, Альберт Эйнштейн, Агата Кристи, Билл Гейтс, Стивен Спилберг и многие другие.

К признакам аутизма относят:

  • отсутствие или ослабленное проявление интереса к людям
  • скрытые и явные дефекты речи
  • отказ от личных местоимений
  • отношение к себе как к наблюдаемому объекту со стороны самого себя
  • неадекватная привязанность к неодушевленным предметам
  • амбивалентность аффекта (удовольствие и страх одновременно)
  • склонность к ритуализации поведения и стереотипным действиям
  • отсутствие контакта глаз в общении с близкими людьми
  • повышенная агрессивность, нервозность и эмоциональная неуравновешенность
  • необоснованные страхи (фобии)
  • настораживающая нестандартность мышления
  • постоянное погружённое состояние в свой виртуальный мир
  • болезненное переключение с виртуальной в реальную действительность

Аутизм является проявлением врождённой или приобретенной дисфункции мозга в системах, отвечающих за восприятие внешних стимулов и заставляющих обострённо реагировать на одни явления внешнего мира и почти не замечать другие. Нейрофизиология и нейропсихология объясняют это следующими причинами:

  • снижена активность лобных долей, которые отвечают за интеллект, сознание, инициативу (в результате избирательно понижается познавательная активность, отсутствует интерес к окружающей действительности и к людям, выражена отрешённость)
  • лобные доли перестают контролировать и направлять все остальные зоны головного мозга - речевые, моторные, зрительные и др. (в результате большинство действий становятся не осознанными, стереотипными, ни на что не направленными и многократно повторяются)
  • без контроля лобных долей, все остальные зоны головного мозга в дальнейшем задерживаются в развитии и развиваются не равномерно (в результате одновременно присутствуют сложные и простые навыки, например: примитивная речь и одновременно сложные глубокие фразы; самые простые представления о жизни и глобальные философские рассуждения о Вселенной)
  • наблюдаются нарушения в работе мозолистого тела в центральной части мозга, которое объединяет оба полушария и обеспечивает синхронное взаимодействие всех отделов, отвечающих за отдельные функции (в результате даже во взрослом состоянии человек относится к себе и к окружающей среде как ребёнок)
  • расстроенное функционирование мозга приводит к спонтанным нестандартным проявлениям и умозаключениям (в результате проявляется гениальность и примитивность индивида одновременно)

Психогенетика объясняет рассмотренные дисфункции мозга, влекущие за собой аутичность психогенетическими, тонкоплановыми энергоинформационными причинами:

  • искажение и нарушение раскрытия психогенетических программ формирования мозга в период эмбрионального развития
  • искажение тонкополевого голограммного каркаса, психоэнергетической матрицы развития белковых структур мозга в постэмбриональный период
  • приобретённые психогенетические изменения вследствие воздействия различных негативных излучений (например, повышенный радиоактивный фон и другие)
  • закрепление мутаций на психогенетическом уровне

Учитывая всё вышесказанное, наш психологический центр обращает особое внимание на психокоррекцию психогенетических аномалий. Для разработки индивидуального комплекса решения проблем аутичного характера первоначально проводится консультация психолога и детальное изучение симптомов. Наша психологическая помощь при аутизме осуществляется с применением универсальной психотехнологии, которая позволяет устранять психогенетические причины данного явления. Она даёт возможность решать и другие сложные проблемы, которые сопровождают аутистов.


Возврат к списку